Kyrgyz Republic
This article was added by the user . TheWorldNews is not responsible for the content of the platform.

Дефицит электричества радикально меняет Украину


Фото из открытых источников
Очередная серия ударов по энергетической инфраструктуре Украины обнулила надежды Киева на переход к плановому графику отключений электричества. Отключения по-прежнему экстренные, и вопрос о том, как не заморозить всю страну, встал ребром. Как живет Украина в таких условиях и на что надеется теперь?

 «Россияне держат в двух морях около 100 ракет "Калибр"», – предупредили в воскресенье украинские СМИ. А уже в понедельник, 5 декабря, эти 100 ракет отправились искать свои цели на территории Украины. Поэтому те, кто поспешил связать их запуск с украинскими ударами по военным аэродромам в Рязанской и Саратовской областях, скорее всего, неправы: подобные операции нельзя подготовить за несколько часов. 

 Украинская сторона традиционно скрывает общий урон. Однако известно о «прилетах» в Киевской, Одесской, Винницкой, Тернопольской, Запорожской, Харьковской и Кировоградской областях. От них пострадали как минимум две ТЭЦ (Одесса, Кировоград), а также электроподстанции в этих областях, что привело к частичным блэкаутам в Одессе, Житомире и Харьковской области. 

 Киев в этот раз со светом. Но необходимость делиться мощностью с другими регионами повлекла за собой отказ от перехода к плановым отключениям в пользу экстренных. Тонкость в том, что после предыдущей широкомасштабной ракетной атаки в середине ноября перейти к плановым отключениям не получалось почти три недели, и как раз на 5 декабря киевские энергетики анонсировали возврат к прежним графикам. Это не кажется случайным совпадением.

 

Царство генераторов

 И сам Киев, и Украина в целом сильно изменились за последний месяц. Человек, покинувший страну в начале ноября и вернувшийся теперь, попал бы в совершенно иную реальность. 

 Ее главный герой – его величество генератор. На этом видео улица Преображенская в Одессе. Генератор стоит у каждого магазина и даже киоска с кофе. Похожее видео можно снять в любом городе. В небольших – только в центре, в крупных – даже на окраинах.

 По данным фискальных органов, всего за три недели ноября на Украину ввезли 136 тысяч генераторов разных типов и мощности. Если же считать с ИБП, аккумуляторами, инверторами и т. п. – почти 400 тысяч единиц оборудования. 

 Генераторы устанавливают даже жильцы многоквартирных домов, например, подвешивая их за окном в решетке для кондиционера (с предсказуемым результатом – пожаром). Но спасает это не всех.

 Многие бизнесмены уже поняли, что это именно аварийное решение. Слишком много нюансов: регулярное техобслуживание, расходы на топливо и его хранение, кроме того, неспециалистам сложно рассчитать безопасную нагрузку.

 «У нас сейчас в эксплуатации пять генераторов, которые включаем при перебоях с электроэнергией. Расход – 200 литров в сутки на каждый, то есть тысячу литров в сутки на весь парк, а это при постоянной работе оборудования – 15 млн гривен в месяц. При этом у нас годовой оборот 80 млн», – жалуются бизнесмены.

 Постоянного расхода там, конечно, нет, но даже затраты на топливо в 5–7 млн гривен в месяц при таком обороте – это очень много.

 Поэтому в ход идут схемы. В основном подключаются к линиям, от которых запитаны критические потребители (больницы, хлебозаводы), а также к линиям «Укрзализницы». Некоторые комбинируют подключения, чтобы попадать в разные очереди отключений (всего их три) и записываться поочередно.

 Правда, желающих «порешать» гораздо больше, чем может обеспечить система. Поэтому генераторы – это не только аварийное решение, но и удел тех, кому не удалось договориться.

 У украинцев, не отягощенных бизнесом, свои проблемы. Местные власти настойчиво советуют им уехать, правда, никто не может внятно сказать, куда именно (а главное, за какие деньги).

 И тут сложно удержаться от параллелей. «Почему они все не уехали?!» – в таком ключе киевская журналистская тусовка обсуждала референдумы в Донбассе весной-летом 2014 года. Мол, зачем было участвовать и организовывать их, переносить первые тяготы АТО – можно же было просто уехать. Теперь киевляне (а также все остальные) сами могут прикинуть масштабы и цену этого «просто уехать».

 Причины уехать и правда веские. По словам мэра Киева Виталия Кличко, в случае полноценного блэкаута (его репетиция в украинской столице состоялась 16–18 ноября) остановится работа котельных централизованного отопления.

 В лучшем случае жителям домов придется мерзнуть до возобновления подачи электроэнергии, как они мерзнут и сейчас во время веерных или экстренных отключений.

 В худшем, если температура будет минусовой, воду из батарей придется слить. Городская власть еще на прошлой неделе разослала управляющим организациям памятки, в каких случаях это необходимо сделать. Удастся ли в текущем сезоне запустить отопление снова (и сколько раз эти манипуляции придется повторять) – вопрос без ответа.

 В Краматорске 5 декабря пришлось спустить воду в 370 многоквартирных домах, об этом написал мэр города Александр Гончаренко. 

 Но даже если подобные случаи не станут массовыми, зимовка будет непростой. Во время отключений электроэнергии большая часть домов остается и без тепла (тепло лишь у тех, кто успел поставить в домовую котельную генератор, от которого работает насос). За 4–6 часов, пока нет света, квартиры в старых панельках и хрущевках успевают остыть до 12–14 градусов тепла. Жители таких домов начали выходить на протесты в Киеве первыми.

 Новостройки с внешним утеплением держат тепло дольше, но при длительных блэкаутах остынут и они.

 

Когда починят?

 Глава НЭК «Укрэнерго» Владимир Кудрицкий поспешил заявить, что на восстановление производства электроэнергии и ремонт распределяющих мощностей (что позволит снова уйти от экстренных отключений и вернуться к плановым) понадобится один-два дня. Впрочем, примерно то же самое энергетики говорили и после атаки 16 ноября, после чего восстановление растянулось на три недели.

 Примечательно, что о полноценном восстановлении никто уже даже не заикается: веерные отключения в масштабах всей страны – новая норма жизни.

 То, что система работает на пределе возможностей, говорят примеры «каннибализма» из Черниговской и Житомирской областей: там демонтируют линии ЛЭП. Поскольку обе области приграничные, вероятно, демонтаж коснулся трансграничных линий, связывавших энергосистему Украины с системами России и Беларуси. Для перетоков они теперь Украине не нужны, но могут пригодиться для ремонта поврежденных линий. А это в свою очередь говорит о том, что восстанавливать поврежденные линии все труднее, ремкомплекты заканчиваются.

 Все это, безусловно, печально, и людей, конечно же, жаль. В теории. А на практике жалеть нужно не раньше, чем ВСУ перестанут бить по Донбассу.

 Источник