Belarus
This article was added by the user . TheWorldNews is not responsible for the content of the platform.

Президент, мэр, депутаты, белорусы и невыпитый кофе. Провели сутки со Светланой Тихановской — вот какой ее увидел журналист «Зеркала» во время официальных приемов и вне их

Последние месяцы у Светланы Тихановской — напряженный график. Вечные цейтноты, поездки и встречи. «После начала войны в Украине белорусов ассоциируют с Россией и агрессорами, наша задача объяснять, что это не так. Говорить о том, что белорусы — это не Лукашенко», — объясняет она. Журналистка «Зеркала» съездила с политиком в рабочую поездку в Ригу — вот какой она увидела Тихановскую на высоких приемах и вне их.

Утром на Ратушной площади в Риге пасмурно и дождливо. Недалеко от мэрии стоят несколько суровых полицейских. В рациях слышно предупреждение: прибывает делегация Светланы Тихановской. Через пару минут микроавтобус в сопровождении двух полицейских машин паркуется у здания.

Из авто сначала выходят два охранника — Ауримас и Казимирас (их Тихановской предоставила Литва), затем фотограф. Основной состав белорусской делегации небольшой — советник и глава отдела внешней политики офиса Франак Вячорка, представитель по парламентскому сотрудничеству и конституционной реформе Анатолий Лебедько, старший специалист по международным отношениям Денис Кучинский.

Президент, мэр, депутаты, белорусы и невыпитый кофе. Провели сутки со Светланой Тихановской — вот какой ее увидел журналист «Зеркала» во время официальных приемов и вне их
Фото: Андрей Строкин, «Зеркало»

И, собственно, сама Светлана Тихановская. Легкий макияж, неизменное каре, брючный костюм и блузка цвета фуксии. Политик выглядит бодро, несмотря на ранний рейс и несколько часов сна.

— В этот раз программа у нас, как говорят дипломаты, «без воздуха». Практически нет времени, чтобы Светлана могла выдохнуть и просто посидеть какое-то время наедине с собой, — по пути в мэрию рассказывает Денис Кучинский. — Но для нас это обычные поездки. Примерно восемь из десяти.

Тихановскую встречает подтянутый высокий мужчина — это мэр Риги, 42-летний Мартиньш Стакис. Тот самый, который во время проведения ЧМ по хоккею в столице Латвии заменил красно-зеленый флаг на бело-красно-белый, после чего в Беларуси на него завели уголовное дело.

Делегация проходит на балкон здания, он как раз выходит на Ратушную площадь Риги. «Сцяг мой вольны, сцяг мой смелы, сцяг мой бел-чырвона-белы», — поет «Вольны хор» (ребята как раз давали концерт в Риге, и их пригласили спеть на встрече).

Светлана и Мартиньш вывешивают флаг под вспышки фотоаппаратов. «Жыве Беларусь! Жыве!» — громко заканчивают выступление певцы.

Тихановская и Стакис устанавливают бело-красно-белый флаг на балконе мэрии Риги. Фото: Андрей Строкин, «Зеркало»

— Спасибо, это было так трогательно. Мы этого никогда не забудем, — после церемонии мэр Риги подошел к музыкантам.

— Вам спасибо! Это мы не забудем, — отвечают хористы.

Дальше — пара слов латвийским журналистам, Светлана благодарит страну за поддержку белорусов на протяжении последних двух лет.

— Я уверена, когда Беларусь станет свободной, мы будем строить хорошие и дружеские отношения, — улыбнулась она присутствующим и вручила мэру Риги бело-красно-белый флаг.

Затем вместе с мэром Светлана уходит на встречу за закрытыми дверями. Журналистов пускают только на пару минут — сделать несколько снимков. Примечательно, что, кроме мэра Риги и его помощников, на встрече присутствует посол Латвии в Беларуси «в изгнании» Эйнарс Семанис. Официальный Минск выслал дипломата после того, как мэр Риги вывесил бело-красно-белый флаг.

Работники службы протокола вежливо, но настойчиво просят нас выйти и закрывают витые двери. Мы ждем Светлану в большой комнате с портретами всех рижских мэров на стенах. Охранники заняты телефонами, а фотограф отсматривает снимки. Ровно через полчаса охранники резко встают — минутная готовность. Это значит, что стороны закончили работу и сейчас выйдут. Узнать, о чем Светлана говорила с мэром Риги, не удается: жуткий цейтнот.

На стенах — портреты рижских мэров. Фото: Андрей Строкин, «Зеркало»

«Белорусский режим и белорусские люди — это не одно и то же. Меня удивило, что мы объясняли это украинцам»

На часах 10 утра, прошел только час визита. Дождь, кажется, только усилился. Мартиньш Стакис ведет делегацию в центр помощи Украине, он рядом с мэрией. Это бывшее здание Рижского технического университета. Его специально отдали для помощи бежавшим от войны.

Светлана Тихановская уверенно шагает на каблуках по мокрой брусчатке. За спиной политика неизменно следует охранник. Оказывается, по правилам безопасности со спины между Тихановской и бодигардом не должно никого быть.

На входе в здание нас, как и всех прибывших украинцев, встречает миграционная служба. Они проверяют паспорта или другие документы. И, если все хорошо, пропускают посетителей дальше.

— Суть центра в том, чтобы в одном месте бежавшие от войны украинцы могли получить все государственные услуги, гуманитарную помощь, а также всю необходимую информацию, оформление документов и так далее. Это первое место, куда попадают люди, когда приезжают в город, — объясняет Стакис Тихановской.

Как правило, в Латвию украинцы попадают через Россию и рассматривают страну как перевалочную базу, а потом едут дальше. С начала войны страна приняла около 32 тысяч украинских беженцев.

— Здесь можно продлить визу, заполнить все бумаги на ВНЖ, найти информацию по жилью, получить гуманитарную и другую помощь, — объясняет директор центра. — Многие сотрудники здесь — это просто волонтеры. В первые дни войны в центр приходили по 90−100 желающих помочь. Очень много помогали и сами украинцы, которые давно живут в Латвии. Я думаю, третья часть от всех, кто приносил помощь, точно были украинцы.

Как-то пришла бабушка одна, мы ей выдали гуманитарную помощь. Там была гречка в упаковке. Она принесла эту крупу обратно со словами: «Можно я часть отдам?». Или вот еще случай был. Мальчик принес свою копилку. Такая баночка с монетами 1−2 сантима (на самом деле 1−2 евроцента, сантимы в Латвии не используются с 2014 года. — Прим. ред.). Принес и сказал, что хочет отдать на помощь в Украину. Мы до сих пор ищем этого мальчика. Баночку передали мэру Киева Виталию Кличко. Знаем, что он до сих пор хранит ее у себя.

Светлана Тихановская в центре для украинских беженцев в Риге. Фото: Андрей Строкин, «Зеркало»

— Конечно, такие случаи душераздирающие, — говорит Тихановская. — Когда мы были в Чехии, одна белорусская девочка год копила себе на дрон. И когда купила, передала белорусскому батальону в Украину. Мол, вам нужнее. На таких людях все и держится. Мы понимаем, что Украина важна как никогда и как никто. И мы сами делаем и в Беларуси, и за рубежом для украинцев многое. Потому что… Хотела сказать «мы братские народы». Но сейчас я себя осекаю. Уже нужно избавляться от этих высказываний «наши братья» и «братские народы».

— Есть друзья, — подсказывает Стакис.

— Да, есть друзья, — соглашается Тихановская. — Но после войны к белорусам резко изменилось отношение. Были случаи дискриминации, и на работу не брали, и машины обливали, и все такое. Мы начали объяснительную программу о том, что белорусский режим и белорусские люди — это не одно и то же. Меня удивило, что мы объясняли это украинцам. Нам казалось, что украинцы все знают, что мы боремся, что у нас диктатор.

Да, в 2020 году был подъем солидарности. Но потом все жили своей жизнью. Нет картинки, значит, нет и протеста. Очень долго пришлось с украинской стороной работать над этим. По данным статистики, только каждый третий украинец положительно относится к белорусам. Это потому что информация не доходит. Мы продолжаем объяснять. В Украине для белорусов закрыли банковские счета, не дают работать. Но… Мы должны понимать, из-за того, что диктатор удержался, мы на себе ощущаем эти последствия.

— На ваш взгляд, Беларусь должна будет каким-то образом «искупить вину» перед Украиной за то, что предоставила свою территорию для российских ракет?

— Вы знаете, у меня есть офисные часы, когда каждый белорус может мне позвонить и пообщаться. Однажды мне набрала женщина и спросила, когда уже можно будет ехать в Украину на стройку, чтобы восстанавливать страну? И я думаю, что таких белорусов будет больше и больше к окончанию войны, когда станет понятно, что нам всем вместе нужно будет собраться и помочь восстановлению городов.

— Как вам кажется, сколько времени займет восстановление прежнего отношения к украинцам? Это годы?

— Я не думаю. Нам нужно еще немного времени, чтобы больше украинцев включились в процесс и белорусскую повестку. Нет ненависти именно к белорусам, как к другой стороне. Но есть убеждение, что «Беларусь — агрессор». И больше ничего знать и слышать про их историю не хотят. Но это происходит через объяснение. Рассказывать своим родственникам-украинцам о нашей истории 2020 года, о том, что сейчас продолжается. Таким образом, сарафанным радио донесем. Я не думаю, что белорусы станут врагами украинцев. Мы уже друг другу доказали, что мы друзья, и никуда от этого не денемся.